Мы открываем серию исторических публикаций с целью познакомить читателей с историей законодательства об абортах в СССР и России, позициями видных политических деятелей, руководителей государства. В настоящем постановлении вызывает интерес связь между запретом абортов и социальными мерами, направленными на повышение рождаемости, облегчение материнского труда.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
№ 65
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
№ 1134
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 1936 года
О ЗАПРЕЩЕНИИ АБОРТОВ,
УВЕЛИЧЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РОЖЕНИЦАМ,
УСТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ МНОГОСЕМЕЙНЫМ,
РАСШИРЕНИИ СЕТИ РОДИЛЬНЫХ ДОМОВ, ДЕТСКИХ ЯСЛЕЙ
И ДЕТСКИХ САДОВ, УСИЛЕНИИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
ЗА НЕПЛАТЕЖ АЛИМЕНТОВ И О НЕКОТОРЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О РАЗВОДАХ
Октябрьская социалистическая революция, положившая начало уничтожению всякой классовой эксплоатации, уничтожению самих классов, одновременно положила начало и полному и окончательному раскрепощению женщин.
Ни в одной стране в мире женщина не пользуется таким полным равноправием во всех областях политической, общественной жизни и в семейном быту, как в СССР.
Ни в одной стране в мире женщина, как мать и гражданка, на которой лежит большая и ответственная обязанность рождения и воспитания граждан, не пользуется таким уважением и защитой закона, как в СССР.
Однако, наступившая в первые годы после гражданской войны и вооруженной интервенции экономическая разруха в стране и унаследованная от дореволюционной эпохи недостаточность культурного уровня женщин не позволили им сразу же полностью использовать предоставленные законом права и без опасения за будущее исполнять свои обязанности гражданки и матери, ответственной за рождение и первоначальное воспитание своих детей. В связи с этим Советская власть разрешила 18 ноября 1920 г. производство абортов (искусственный перерыв беременности) для женщин пока, как писали Народный Комиссариат Здравоохранения и Народный Комиссариат Юстиции, «моральные пережитки прошлого и тяжелые экономические условия настоящего еще вынуждают часть женщин решаться на эту операцию» (С.У., 1920, № 90, ст. 471).
Ленин еще в 1913 г. писал, что сознательные рабочие ‒ «безусловные враги неомальтузианства, этого течения для мещанской парочки, заскорузлой и себялюбивой, которая бормочет испуганно: самим бы, дай бог, продержаться как-нибудь, а детей уж лучше ненадобно».
Но восставая против аборта, как социального зла, Ленин считал явно недостаточными для борьбы с ним только запрещающие аборт законы. Больше того, он указывал, что в условиях капитализма эти законы только отражают «лицемерие господствующих классов», так как они «не исцеляют болячек капитализма, а превращают их в особенно злокачественные, особенно тяжелые для угнетенных масс» (т. XVI, стр. 498 — 499).
Только в условиях социализма, где отсутствует эксплоатация человека человеком и где женщина является полноправным членом общества, а прогрессирующее повышение материального благосостояния трудящихся является законом общественного развития, можно серьезно поставить борьбу с абортами, в том числе и путем запретительных законов.
Уничтожение капиталистической эксплоатации в СССР, рост материального благосостояния и гигантский рост политического и культурного уровня трудящихся позволяют поставить вопрос о пересмотре постановления Народного Комиссариата Здравоохранения и Народного Комиссариата Юстиции от 18 ноября 1920 г.
Необходимое материальное обеспечение женщин и их детей, государственная помощь многосемейным, максимальное развитие сети родильных домов, детских яслей, детских садов, законодательное установление минимума сумм, подлежащих уплате отцом ребенка на его содержание при раздельном жительстве супругов, с одной стороны, и запрещение абортов ‒ с другой, вместе с усилением наказания за злостный неплатеж присужденных судом средств на содержание детей и внесением некоторых изменений в законодательство о разводах, в целях борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям — таковы пути, на которые нужно встать для разрешения этого большого, затрагивающего все население вопроса. В этом отношении Советское правительство идет навстречу многочисленным заявлениям трудящихся женщин.
В связи с изложенным и учитывая некоторые замечания, сделанные гражданами при обсуждении проекта, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
I. О запрещении абортов
1. В связи с установленной вредностью абортов, запретить производство таковых как в больницах и специальных лечебных заведениях, так и на дому у врачей и на частных квартирах беременных. Производство абортов допустить исключительно в тех случаях, когда продолжение беременности представляет угрозу жизни или грозит тяжелым ущербом здоровью беременной женщины, а равно при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей и только в обстановке больниц и родильных домов.
2. За производство абортов вне больниц или в больнице, но с нарушением указанных условий, установить уголовное наказание врачу, производящему аборт, — от 1 года до 2 лет тюремного заключения, а за производство абортов в антисанитарной обстановке или лицами, не имеющими специального медицинского образования, установить уголовное наказание не ниже 3 лет тюремного заключения.
3. За понуждение женщины к производству аборта установить уголовное наказание — тюремное заключение до 2 лет.
4. В отношении беременных женщин, производящих аборт в нарушение указанного запрещения, установить как уголовное наказание, общественное порицание, а при повторном нарушении закона о запрещении абортов ‒ штраф до 300 рублей.
II. Об увеличении материальной помощи государства
роженицам и установлении государственной
помощи многосемейным
5. В целях улучшения материального положения рожениц как работниц, так и служащих, застрахованных в органах социального страхования, увеличить размер пособия, выдаваемого из средств государственного социального страхования на обзаведение необходимыми предметами ухода за новорожденным, с 32 руб. до 45 руб.
6. Увеличить размер пособия, выдаваемого матери на кормление ребенка, с 5 руб. до 10 руб. в месяц.
7. В отношении незастрахованных трудящихся женщин ‒ членов кооперативных артелей и предприятий ‒ установить выдачу указанных пособий кооперативными кассами взаимопомощи на тех же основаниях.
8. Отменить ограничение, установленное Кодексом законов о труде для женщин-служащих (ст. 132), приравняв их к женщинам-работницам по длительности отпуска, предоставляемого до и после родов (56 дней до родов и 56 дней после родов).
9. Установить уголовное наказание за отказ в приеме на работу женщин по мотивам беременности, снижение им заработной платы по тем же мотивам, предусмотрев в законе обязательность сохранения за беременной женщиной, одновременно с переводом ее на более легкую работу, прежней заработной платы из расчета последних шести месяцев работы.
10. Установить государственное пособие многосемейным матерям, имеющим 6 детей, при рождении каждого следующего ребенка в 2 тысячи рублей ежегодно в течение пяти лет со дня рождения ребенка, а матерям, имеющим 10 детей, ‒ единовременное государственное пособие при рождении каждого следующего ребенка в 5 тысяч рублей и со второго года ежегодное пособие в 3 тысячи рублей, выдаваемое в течение следующих четырех лет со дня рождения ребенка, с распространением настоящей статьи закона и на те семьи, у которых к моменту издания закона будет соответствующее количество детей.
III. О расширении сети родильных домов
Поручить народным комиссариатам здравоохранения союзных республик:
11. В целях полного охвата рожениц городов, промышленных и районных центров родильной помощью в специальных родильных домах, построить и ввести в эксплоатацию к 1 января 1939 года новых 11000 родильных коек, из них:
в 1936 г. | дополнительно к запроектированным по плану 1936 г. 4200 койкам | 2000 | коек |
в 1937 г. | 4000 | « | |
в 1938 г. | 5000 | « |
12. В целях увеличения стационарной родильной помощи роженицам в сельских местностях построить и ввести в эксплоатацию 32 тысячи родильных коек, из них за счет государственного бюджета 16 тысяч коек в родильных отделениях при сельских больницах и 16 тысяч коек путем организации колхозных родильных домов, отнеся стоимость их организации в 75% — за счет колхозов и в 25% ‒ за счет государственного бюджета.
В том числе:
в 1936 г. | дополнительно к запроектированным планом 1936 г. 4,3 тыс. родильных коек при сельских больницах и 5 тыс. родильных коек при колхозных родильных домах, | |
при больницах | 4000 коек | |
при колхозных родильных домах | 4000 коек | |
в 1937 г. | при больницах 6000 коек и при колхозных родильных домах | 6000 коек |
в 1938 г. | при больницах 6000 коек и при колхозных родильных домах | 6000 коек |
13. В целях обеспечения рожениц, не обслуженных помощью родильных домов, акушерской помощью на дому, развернуть к 1 января 1939 г. 14400 новых акушерских пунктов, из них:
в 1936 г. | 2700 | акушерских пунктов на селе и 1370 акушерок при новых колхозных родильных домах |
в 1937 г. | 5000 | акушерских пунктов на селе и 2000 акушерок при новых колхозных родильных домах |
в 1938 г. | 6700 | акушерских пунктов на селе и 2000 акушерок при новых колхозных родильных домах |
IV. О расширении сети детских яслей
14. Удвоить к 1 января 1939 г. существующую сеть ясельных коек для детей по городам, совхозам, рабочим поселкам и на железнодорожном транспорте, доведя их общее количество до 800 тыс. коек, построив и введя в эксплоатацию:
в 1936 г. | дополнительно к запроектированным по плану 1936 г. 34000 коек | 100000 | новых | коек |
в 1937 г. | 150000 | « | « | |
в 1938 г. | 150000 | « | « | |
Всего | 400000 | новых | коек |
15. В сельских местностях удвоить к 1 января 1939 года существующую сеть ясельных коек, как в постоянных, так и сезонных колхозных яслях, увеличив количество коек в постоянных яслях на 500 тыс. и в сезонных на 4 миллиона коек, из них:
в 1936 г. | в постоянных колхозных яслях дополнительно к запроектированным по плану 1936 г. 70 тыс. коек | 100000 | коек |
в сезонных яслях дополнительно к запроектированным в 1936 г. 1 млн. коек | 500000 | « | |
в 1937 г. | в постоянных колхозных яслях | 200000 | « |
в сезонных яслях | 1500000 | « | |
в 1938 г. | в постоянных колхозных яслях | 200000 | « |
в сезонных яслях | 2000000 | « |
Наблюдение за развертыванием указанной сети возложить на народные комиссариаты здравоохранения союзных республик и краевые, областные и районные исполнительные комитеты.
16. В городах и промышленных местностях с 1 января 1937 г. работу в яслях производить в две смены, в продолжение 16 часов в сутки, включая выходные дни.
17. Предложить народным комиссариатам здравоохранения союзных республик обеспечить вновь открываемые учреждения соответствующими кадрами, дополнительно отпустив на подготовку средне-медицинского персонала к ассигнованиям 1936 г. — 15 млн. рублей.
18. Предложить народным комиссариатам здравоохранения союзных республик построить дополнительно в течение трех лет — к 1 января 1939 г. — 800 новых молочных кухонь в городах, промышленных и районных центрах для питания детей до трехлетнего возраста, охватив снабжением из этих кухонь 1,5 млн. детей и развернув:
в 1936 г. | 30 | кухонь | 1 | категории | (стоимостью каждая кухня 83000 руб.), |
100 | « | 2 | « | (стоимостью каждая кухня 65000 руб.), | |
в 1937 г. | 70 | « | 1 | « | |
200 | « | 2 | « | ||
в 1938 г. | 100 | « | 1 | « | |
300 | « | 2 | « |
V. О расширении сети детских садов
19. Утроить в течение трех лет действующую сеть стационарных детских садов в городах, фабрично-заводских поселках и на железнодорожном транспорте, доведя ее (против 700 тыс. мест действующей сети детских садов) — на 1 января 1939 г. до 2100000 мест, и по совхозам, предприятиям и учреждениям в сельских местностях до 300000 мест против 130 тыс. мест действующей сети, для чего построить и ввести в эксплоатацию:
в 1936 г. | по городам, фабрично-заводским поселкам и на железнодорожном транспорте — дополнительно к 250000 мест, запроектированных по плану 1936 г., еще | 150000 | мест |
в совхозах и на предприятиях и учреждениях в сельских местностях план увеличения детских садов на 1936 г. оставить прежний | 60000 | « | |
(всего | 190000 | мест) | |
в 1937 г. | по городам, фабрично-заводским поселкам и на железнодорожном транспорте | 300000 | « |
по совхозам и на предприятиях и учреждениях в сельских местностях | 60000 | « | |
в 1938 г. | по городам, фабрично-заводским поселкам и на железнодорожном транспорте | 700000 | « |
по совхозам и на предприятиях, учреждениях в сельских местностях | 50000 | « |
20. К 1 января 1939 г. развернуть стационарные детские сады в колхозах дополнительно к существующей сети в 400000 мест, еще на 700000 мест, введя в эксплоатацию:
в 1936 г. | дополнительно к запроектированным на 1936 г. 150000 | 50000 | мест |
(всего | 200000 | « | |
в 1937 г. | 240000 | « | |
в 1938 г. | 260000 | « |
В тот же срок охватить детскими сезонными дошкольными площадками всех детей в колхозах, для чего развернуть:
в 1936 г. (согласно плана 1936 г.) | 4500000 | мест |
в 1937 г. | 7800000 | « |
в 1938 г. | 10700000 | « |
Наблюдение за развертыванием сети детских садов и детских дошкольных сезонных площадок в сельских местностях возложить на народные комиссариаты просвещения союзных республик и краевые, областные и районные исполнительные комитеты.
21. Обязать народные комиссариаты просвещения союзных республик уже во вторую половину 1936 года подготовить 50000 воспитателей для этих вновь открываемых садов, отпустив для этой цели дополнительно к ассигнованиям 1936 года на подготовку кадров для новых детских садов по сметам народных комиссариатов просвещения союзных республик ‒ 35 млн. рублей.
VI. Об изменении порядка руководства детскими садами
22. Изменить постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 6 июля 1935 г. (С.З. СССР, 1935, № 35, ст. 309) о сосредоточении руководства и управления всеми детскими садами в системе народных комиссариатов просвещения союзных республик, передав в ведение хозяйственных народных комиссариатов, учреждений и предприятий те детские сады, в которых содержатся дети рабочих и служащих этих учреждений и предприятий, оставив в ведении народных комиссариатов просвещения лишь те детские сады, которые обслуживают мелкие учреждения и предприятия, не имеющие своих садов. Непосредственное руководство детскими садами возложить на администрацию предприятия или учреждения, при котором состоит сад, с привлечением фабрично-заводских комитетов и комсомольских организаций этих предприятий и учреждений. За народными комиссариатами просвещения союзных республик сохранить общее педагогическое руководство, контроль за правильным построением сети детских садов и подготовку педагогических кадров.
Совету Народных Комиссаров Союза ССР определить порядок передачи и финансирования детских садов, как равно порядок строительства и финансирования новых детских садов, в связи с вновь устанавливаемой системой руководства и управления детскими садами.
VII. О финансировании вышеуказанных мероприятий
23. В соответствии с настоящим постановлением ассигновать, сверх уже отпущенных на 1936 г. по государственному и местному бюджетам и бюджету социального страхования 1481,3 млн. руб. на родильные койки, акушерские пункты, ясли, молочные кухни и детские сады, дополнительно на 1936 г. 692,8 млн. руб. на строительство и развертывание сети этих учреждений, доведя общую сумму ассигнований в 1936 г. до 2174,1 млн. руб. против 875 млн. руб. в 1935 г.
Из указанных 692,8 млн. руб. направить на строительство:

На оперативные расходы:
а) на содержание вновь открываемых родильных коек и акушерских пунктов | 5 | млн. | руб. |
б) на содержание в конце 1936 г. вновь построенных детских яслей | 11,8 | « | « |
в) на расширение и улучшение действующей сети детских садов путем использования и приспособления под детские сады новой предоставляемой площади, веранд и других легкого типа помещений в существующих детских садах, производство мелкого ремонта освобождаемых от жильцов помещений | 30,0 | « | « |
Всего | 46,8 | млн. | руб. |
На подготовку кадров:
а) на подготовку кадров акушерок и медицинских сестер Народного Комиссариата Здравоохранения | 15 | млн. | руб. |
б) на подготовку кадров воспитателей городских детских садов Народного Комиссариата Просвещения | 17 | « | « |
в) на подготовку кадров воспитателей сельских детских садов Народного Комиссариата Просвещения | 18 | « | « |
Всего | 50 | млн. | руб. |
24. Ассигновать на увеличение родильной помощи роженицам в соответствии со ст. ст. 5, 6 и 8 настоящего постановления 70,5 млн. руб.
25. Совету Народных Комиссаров Союза ССР обеспечить запроектированное строительство необходимыми строительными материалами с тем, чтобы народные комиссариаты к 1 июля 1936 г. могли приступить к строительству.
26. В целях установления единообразного твердого порядка финансирования детских садов и детских яслей, во изменение постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 6 июля 1935 г. «Об обязательных взносах предприятий и учреждений на содержание детских яслей и детских садов в размере 1/4% к фонду заработной платы» (С.З. СССР, 1935, № 35, ст. 310), установить на 1936 г. прямое ассигнование на эту цель из государственного бюджета в сумме 300 млн. руб., внеся соответствующие изменения в финансовые планы хозяйственных органов и учреждений, а также в доходную и расходную часть бюджета государственного социального страхования.
VIII. Об усилении уголовного наказания за неплатеж
алиментов и об изменениях в законодательстве о разводах
27. Во изменение действующих законов о браке, семье и опеке, в целях борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям, установить при производстве развода личный вызов в ЗАГС обоих разводящихся супругов и отметку в паспорте разводящихся о разводе.
28. Повысить оплату регистрации разводов в размерах: первый развод 50 рублей, второй ‒ 150 рублей, третий и последующие ‒ 300 рублей.
29. При присуждение алиментов взыскивать на содержание одного ребенка 1/4 получаемой заработной платы ответчика, на содержание двух детей 1/3 и на содержание трех и больше ‒ 50 процентов заработной платы ответчика.
30. Для колхозниц исчисление производить в трудоднях по тем же нормам.
Если мать-колхозница, получающая алименты, работает с ответчиком в одном колхозе, обязать правление колхоза непосредственно при исчислении трудодней записывать соответствующую часть выработанных трудодней отца (в зависимости от наличия детей) на счет матери. Если мать работает в другом колхозе, это перечисление на имя матери соответствующей части выработанных отцом трудодней перечисляется на имя матери правлением колхоза, где работает ответчик, при окончательном подсчете трудодней.
31. Повысить уголовное наказание за неплатеж присужденных судом средств на содержание детей — до двух лет тюремного заключения, с отнесением расходов по розыску уклоняющегося от платежа алиментов лица за его счет.
Председатель ЦИК Союза ССР
М.КАЛИНИН
Председатель СНК Союза ССР
В.МОЛОТОВ
И.о. Секретаря ЦИК Союза ССР
И.УНШЛИХТ