Поучение на завтрашний воскресный день, 14 ноября ст. ст., из древнерусского сборника «Златоуст».
Братья! Внимательно относитесь к тому, чтобы творить милостыню, и не забывайте о том, чтобы принимать странников. Ведь сказано, что милостынею и верою очищаются грехи. Не переставай делать добро, а зла не делай никогда. Пока обладаешь свободой в распоряжении своей собственностью, давай нищим и убогим. Если не подашь милостыню из того, что имеешь, знай, что все это пройдет, как сон.
О человек! Где собирающие богатство с неправдой и не сотворившие милостыни? Они ушли, не сотворив никакого добра. А от той собственности, собранной при помощи зла, нет им пользы, но только скорбь и слезы, и частое воздыхание, а потом ‒ мука вечная. Надо понимать: как огонь гасит вода, так и грехи очищаются милостынею.
О человек! Твори милостыню, чтобы она избавила тебя от беды. Тот, кто творит милостыню, ‒ во время печали, как дождевое облако во время вёдра напояет землю, так и ты во время скорби от Бога обретешь милость. Если кто имеет богатство, но не подает милостыню убогим, тот и сам не примет от Бога милости. Если ты подаешь что-то ради Бога, не проверяй просящего, достоин ли он. Ибо благо ‒ ради достойных давать и недостойным. Если убогого накормил ‒ ты себе приготовил пищу. Ибо так написано: По тому, как вы поступаете, воздастся вам. И еще: Блаженны милостивые, ибо они Богом помилованы будут. Ведь если ты помилуешь странника и нищего, то как будто Христа ты призрел. Не стыдись позаботиться об убогом, ведь руки ваши освящаются этой заботой. И когда прострешь руки в молитве, то ради той заботы Бог призрит на молитву твою. Не срамись, о человек, простирать руку твою, чтобы подать нищим, ведь Христос ради тебя, не срамясь, простер руки на кресте.
Ты же, о человек, когда устроишь пир у себя, или поминки по умершим, то не зови ни соседей богатых, ни любимых друзей, ни родственников своих ‒ тех, от кого ты надеешься, что они ответят тебе тем же. Но зови нищих и убогих, странников, и проходящих мимо ‒ тех, от кого ты не ожидаешь, что они отблагодарят тебя. За это сторицей воздаст тебе Господь в день судный.
Если кто-то из вас скажет: Богатому невозможно спастись, ‒ послушай, о человек, Авраам не богат ли был? И смотри, какую он имел любовь к странникам! Ибо явился ему Господь в полдень: он же, встав, поклонился ему, и не зная, что это Господь. Но принял его с радостью, и позвал Сарру, жену свою, и сказал ей: Поспеши, замешай три меры муки! Она же нисколько не усомнилась, ни помедлила, но быстро сотворила повеленное. А ведь у нее было триста восемьдесят рабынь. Это не то, что теперь жены: если у нее есть и одна рабыня, она говорит мужу своему: Разве мы для того выходили за вас, чтобы хлеб печь? Сарра же, как только услышала, сразу выполнила повеленное. Так они оба трудились, проявляя любовь к странникам. И как общий брак, так и добродетель общая. Где теперь такой ум имеющие жены? Стерпят ли такое повеление мужей своих? А также где теперь такие мужья, имеющие такое страннолюбие? Если и одного раба иметь будут, то сами ни к чему из дел не прикоснутся. Также и жены их, если и одну рабыню будут иметь, ни к чему из дел не прикоснутся. Но только увидишь их позолочеными, и украшеными всеми возможными нарядами земли, а страннолюбия в них не найдешь. О человек, принеси руку Сарры и посмотри, чем она была украшена, разве не страннолюбием и милостынею, и подаянием убогим? Итак, поспешила Сарра смешать три меры муки. А сам Авраам побежал к стадам быков, разделяя труды, разделяя же и венцы. Побежал старец не силой тела, но укреплялся духом, являя труды. Сам неся теленка, не ощущал тяжести. Хотя и имел в дому своем более трехсот восемнадцати рабов, но с радостью сам бежал, уповая приобрести больше. И Господь сказал Аврааму: В это же время снова приду, и будет у Сарры сын. Ведь у них не было ребенка.
О человек, смотри, как быстро произрастила плод та трапеза, и возникла гроздь зрелая и полноценная. Таковы плоды страннолюбия! Мы же только одеждой украшаемся из дорогих тканей, и жен тоже украшаем одеждой и золотом, и драгоценными камнями, строим огромные покрашенные дома, насыщаемся различными видами пищи, напиваемся многими напитками. Стараемся приобрести рабов и рабынь, земли, коней и мулов. Привыкли величаться и гордиться, и применять насилие, и участвовать в неправедных собраниях, и желать золота, а убогих презираем. Что же есть злее этого безумия в нас, когда мы грабим, и неправедно отнимаем при помощи насилия, а убогим и нищим Бога ради не даем? Но если придет на тебя какая-то беда, или злоключение, или тем более смерть настигнет тебя, то не оставишь ли все, собрав вред для души своей? Поэтому лучше добровольно все это раздать, чтобы воспринять награду на небесах, чем когда смерть насильно лишит тебя всего и погибнет твоя душа.
Братья, прислушаемся к Господу, говорящему: «Отдай сокровище твое в руку мою, чтобы я его сохранил, и сторицей отплачу тебе».
О братья, прислушавшись к этому голосу, будем раздавать нищим и убогим то, что имеем, и как будто вкладывая в руки самому Богу, примем от него в день суда стрократное воздаяние. Ибо Господь сказал: Любому просящему у тебя дай. Не говори: Он злодей. Но Бога ради дай. Бедному помоги, чтобы и тебе во время бедственное быть помилованным. Голодного накорми, чтобы и ты сам был насыщен пищей небесной. Нагого одень, чтобы и ты оделся славой небесной. Странствующего впусти, чтобы и тебя впустили в царство небесное.
О человек, позаботься о душе своей: ведь одна у тебя душа, и один раз живешь. Когда разлучится твоя душа от тела, и окажется, что ты не сотворил здесь никакой добродетели, то тебя осудят в места темные и в плач неутешимый ‒ как тяжело это будет! Там не может помочь ни отец сыну, ни сын отцу, ни мать дочери, ни брат брату, только милостыня и добрые дела.
Но и здесь, братья, если видит мать, что ее дети болеют, проливает слезы и много раз повторяет: Если бы можно было, забрав болезнь у тебя, возложить ее на меня, возложила бы, но сделать это невозможно.
Поэтому, братья, каждый сам о себе позаботимся милостынею и добрыми делами. Ибо милостыня приносит добро и мудро ходатайствует за творящих ее. Она ‒ собеседница Бога, всегда предстоит рядом с ним и легко просит благодати тому, кому хочет. Но только тогда бывает помрачена, когда мы творим ее из похищенного: когда же она творится праведно, то она в чести и имеет большое дерзновение: тьму просвещает, разрешает оковы, гасит огонь, умерщвляет червя, изгоняет скрежет зубов. Ей с великой радостью открываются небесные врата, ибо она воистину царица всех добрых дел, делающая людей подобными Богу, ведь он сказал: Будьте милостивы, как милостив и Отец ваш небесный. Она крылата и легка, у нее золотые крылья, и летает она, как ангелы, как возвещает пророк: Крылья голубиные посеребренные, а спина ее блестит золотом. То есть, как голубь золотой живой, летающий быстро и смотрящий кротким оком ‒ птица прекрасная и чудесная, всегда смотрящая вверх; и как девица чистая, с золотыми крыльями, с белым лицом, украшенная золотыми одеяниями и красотой ‒ так и милостыня явится блистающей у престола Божия. Когда будем судимы, тогда предстанет, покрывая нас своими крыльями и освобождая от мучения. Поэтому будем творить ее без всякого тщеславия, от чистой любви, которой хочет от нас воля Божья, по сказанному в Евангелии: Милости хочу, а не жертвы, ‒ и та соединит нас с Богом, емуже слава ныне и присно и во веки веком.