В России аборты были легализованы декретом Советской власти ещё в 1920 году. Все годы тоталитарного режима у общественных сил не было возможности открыто выступать в защиту жизни.
И только в 90-х годах в России начали свою деятельность активисты движения в защиту жизни. Как и за рубежом, первыми о моральной недопустимости аборта заявили верующие христиане. В 1992 году начал свою работу по распространению правдивой информации об абортах Православный медико-просветительский центр "Жизнь". В 1996 начала просветительскую работу организация "Право на жизнь и защиту", руководитель – акушер-гинеколог Ирина Сергеевна Калашникова, мать пятерых детей. В 2000 г. по инициативе Благотворительного Фонда защиты семьи начала свою работу служба психологической поддержки беременных женщин, оказавшихся в кризисной ситуации. Сначала в Москве, а потом и других городах (Иркутске, Петербурге), в Брянской, Тюменской и др. областях появились организации, занимающиеся издательской, лекционной работой и социально- психологической помощью беременным. В Архангельской, Белгородской, Самарской, Новосибирской областях эта деятельность поддерживается местными органами власти.


Опыт показывает, что проблемы, с которыми сталкиваются беременные женщины, не столько материального, сколько этического и психологического характера. Они бывают связаны с неумением выстроить защиту в ситуации психологического насилия в семье, нарушением эмоциональной связи с матерью, неуверенностью в своих силах.

Нередко в абортарий приходят женщины, которые имеют страх перед общественным мнением и поэтому не решаются стать многодетными матерями. Большинство российских семей сегодня ориентированы на рождение не более 1-2 детей, женщина, родившая даже третьего, вызывает недоумение окружающих, а нередко становится объектом травли. «Зачем тебе лишние проблемы?», «Вот, нарожала, и теперь мается» – слышит многодетная женщина в свой адрес, а порой бывает и огорошена вопросом: «Что же ты, милая, аборт-то не сделала?» – говорит какая-нибудь «доброжелательница», показывая на гуляющего рядом ребёнка.

Часто в нашем обществе женщина, ждущая ребенка, не получает поддержки от окружающих, а, напротив, оказывается в плотном кольце агрессивно настроенных родственников, коллег и подруг, твердящих ей: «Зачем тебе лишние хлопоты? Зачем плодить нищету? Несчастной будешь и ты и ребенок!" В подобных случаях женщине может быть достаточно встречи хотя бы с одним человеком, относящимся к ней с участием и пониманием, чтобы её материнское чувство вновь возродилось. 

Зачастую, особенно в Москве, бывает достаточно консультации психолога, чтобы женщина отказалась от аборта и решилась сохранять беременность. В регионах ситуация несколько иная – там зачастую решающим фактором оказывается предоставление беременной женщине материальной помощи 1000 – 1500 руб. ежемесячно в последние месяцы беременности и первые месяцы после родов. 
Некоторым из женщин удается помочь также в вопросах жилья или трудоустройства, устраивая для них консультацию юриста.

Зачастую женщины боятся иметь детей, не желая "быть выброшенными из жизни", отказаться на долгое время от привычных работы, учебы, развлечений. Исходя из этого, важно дело создания клубов многодетных, клубов родительского опыта, в рамках которых не только происходит общение по интересам, но может оказываться всесторонняя помощь. 

Суть одного из мифов, о том, что главная причина, по которой женщина решается на аборт – финансовые проблемы, выяснилась на опыте одной PRO-LIFE организации, создавшей службу помощи беременным в кризисной ситуации. 

В результате работы кризисной службы выяснилось, что не все так однозначно в решении женщины. Очень часто на решение сделать аборт влияет давление ближайшего социального окружения. Т.е. это: невыясненные отношения с отцом ребенка, свекровью, которая переживает из-за жилплощади, старшей сестрой, которая понимает, что если младшая родит, то перестанет помогать с ее пятилетним сыном, начальством, которое уволит женщину, чтобы не оплачивать ей декретный отпуск, советы подруг с неудавшейся личной жизнью и т.д. Первая по распространенности причина – неуверенность в отце ребенка. Далее – психологическая неготовность к материнству. Т.к. эти молодые женщины сами вырастали в однодетных семьях не видели близко младенца, не знают, как за ним ухаживать, они просто боятся взять его в руки, боятся, что не справятся с ролью матери.


Что делать?

Можно определить основные направления, в которых можно действовать для снижения числа абортов.
1. Просветительское направление.
Издание и распространение информационных материалов о сути аборта. Нужно отметить один нюанс, связанный с деятельностью подобного рода. Первый опыт движения Pro-life как за рубежом, так и в России был связан именно с подобными проектами: распространением информации о внутриутробном развитии ребенка (описание с иллюстрациями стадий его развития), а также информации о методах проведения аборта с ужасающими иллюстрациями их результатов – разорванными телами неродившихся младенцев. 
Надо сказать, что подобная деятельность имела свой результат. Теперь большинство населения понимает, что при производстве аборта, даже на ранних сроках, убивается не сгусток биомассы, а ребенок с более или менее сформировавшимся телом. Однако, чрезмерное и неразумное использование информационного материала, показывающего растерзанные детские тела, может вызвать отрицательный эффект. А именно – подобную зрительную информацию противопоказано предоставлять детям и людям со слабой психикой. В случае с детьми, подобные изображения могут глубоко затронуть детскую психику и служить причиной дальнейших психологических проблем, в частности, связанных со сферой деторождения. Однако в некоторых случаях (например, при показе материала взрослому человеку, решившему сделать аборт, или толкающего на то своего близкого) использование подобного материала приносит свои благотворные плоды – спасается человеческая жизнь.
Кроме того, надо иметь в виду, что в последнее время организации «планирования семьи» и концерны по производству контрацептивов, сменив тактику и лицемерно «перезаписавшись» из сторонников абортов в их противников, стали использовать материал, иллюстрирующий внутриутробную жизнь человека, для рекламы контрацептивных средств. При этом контрацептивные средства выставляются как альтернатива абортов, не столь жестокая, или как социальное средство снижения числа абортов (о влиянии распространения контрацепции на число абортов см. здесь).
Помимо разъяснения сути абортов, последствий распущенного образа жизни и лживости рекламы контрацептивов необходимо (особенно для подрастающего поколения и молодежи) давать положительные ориентиры – традиционные семейные ценности. В этой сфере активно действуют христианские организации, понимающие необходимость воспитания подрастающего поколения на основе христианских добродетелей чистоты и целомудрия.
Именно такая просветительская деятельность даст долговременные результаты и будет содействовать не только делу защиты жизни, но и оздоровлению общества в целом.

2. Помощь беременным женщинам в кризисной ситуации.
За рубежом развита сеть частных абортариев, где и производится подавляющее большинство абортов. В России же большинство женщин для проведения аборта обращаются государственные медицинские учреждения. И, как показывает опыт, там где аборты делаются бесплатно и по предварительной записи, договорившись с руководством мед. учреждения, удается наладить работу по снижению числа абортов в стенах самого мед. учреждения. 
Однако, следует отметить, что такая работа затруднительна в тех случаях, когда мед. персонал имеет прибыль за проведение абортов, либо если мед.персонал данного мед.учреждения «обработан» агентами организаций «планирования семьи» и дилерами контрацептивных фирм, которые ведут работу прямо противоположную помощи беременным женщинам в кризисной ситуации и защите жизни.
Суть работы заключается в создании службы психологического консультирования. Договорившись с руководством мед. учреждения и мед.персоналом о том, что женщины, пришедшие на аборт прежде операции направляются врачом, выписывающим направление на психологическую консультацию.
Психолог-консультант в данном случае должен выяснить мотивы, по которым женщина собирается прервать жизнь ребенка в своей утробе. Очень часто оказывается, что причина во внутренних психологических противоречиях, в проблемных отношениях с родственниками, в давлении ближайшего социального окружения. Кроме того, консультант может рассказать о развитии ребенка в утробе и о сути аборта, о его возможных последствиях для физического и психического здоровья самой женщины (статью «Последствия аборта» см. здесь). Надо отметить, что в данном случае психологи-консультанты выполняют работу, которую по закону должны вести сами медицинские работники – речь идет об информированном согласии пациента на проведение мед.операции (раздел «Врачебная этика» см. здесь). Зачастую женщине оказывается важным просто найти в лице психолога-консультанта отзывчивого собеседника, который высказал бы своё одобрение желанию женщины не делать аборт, а сохранить жизнь ребенка и родить его.
В некоторых случаях (особенно это касается условий работы в регионах) решающим аргументом становится возможность выплачивать женщине пособие в размере 1500-2000 руб в месяц до родов и в течение первого года жизни ребенка. Для изыскания возможности предоставления пособий для беременных женщин необходим поиск благотворителей. 
Кроме того, помощь женщине, отказавшейся от аборта, может производиться другим путём: изыскание возможность обеспечения женщины детской кроваткой, коляской, детскими и женскими вещами (пусть даже бывшими в употреблении), поиск недорогой няни или привлечение для патронажа волонтеров из числа добровольных помощников.