Статус эмбриона и биоэтика

В настоящее время не только среди специалистов-медиков, но и среди самых широких слоев общества отмечается повышенный интерес к проблемам, возникающим в связи с бурным развитием новых медицинских технологий — искусственного оплодотворения, генной терапии, клонирования, реанимации, трансплантации, использования эмбриональных стволовых клеток, а также практика умерщвления безнадежно больных пациентов, т. н. эвтаназия. Все перечисленные проблемы относятся к сфере БИОЭТИКИ (далее — Б.).

Термин «Б.» был введен в научный лексикон в 1970 г. амер. биохимиком В. Р. Поттером для обозначения проблем, связанных с опасностью для выживания человечества в техногенном мире. Впоследствии содержание термина конкретизируется: в Encyclopedia of Bioethics. Vol. 1. P. XXI Б. определяется как «систематическое исследование нравственных параметров, — включая моральную оценку, решения, поведение, ориентиры и т. п. — достижений биологических и медицинских наук».

В 80-х годах Б. (биомедицинская этика) формируется как учебная дисциплина в медицинских вузах различных стран. В России в 1976 году МЗ СССР была утверждена «Межкафедральная программа по медицинской этике и деонтологии» для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, текстуально усовершенствованная в 1983 году. В «Межкафедральной программе» справедливо предполагалось, что формирование морального сознания врачей и представителей других медицинских специальностей должно включать приобщение к нравственной традиции отечественной медицины, которое может быть осуществлено в период обучения на клинических кафедрах. Однако эта программа имела ряд недостатков. В 2001 г. МЗ РФ была принята усовершенствованная Программа по БИОЭТИКЕ.

См. сайт Кафедры биомедицинской этики
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

Поделиться:

Добавить комментарий